Видеоэкология - наука о взаимодействии человека с окружающей видимой средой В средствах массовой информации часто и много говорится о загрязнении воздуха и воды, повышенном уровне шума и радиации. Но далеко не все осведомлены о «загрязнении» визуальной среды, той среды, которую мы воспринимаем через орган зрения, или, говоря проще, того, на что мы смотрим глазами.
Новое научное направление о визуальной среде как экологическом факторе было названо нами видеоэкологией.
Видеоэкология
является составной частью общей экологии
человека.
Термин «видеоэкология» был введен нами в 1989
году и состоит из корней трех слов: –
видео – от слова «видеть»; –
эко – от слова «экология»; –
логия – от слова «логос», т.е.
«учение» В
итоге смысл таков: учение об
экологии видимой среды. Термин вызывает
некоторые нарекания, так как в европейских
языках приставка «видео» в настоящее время
прочно связывается с понятием «видеосистема».
По мнению ряда наших коллег, эту науку было
бы целесообразнее назвать «визиоэкология»,
с ударением на слове «визио», т.е. «зрение».
Однако термин «видеоэкология» уже получил
распространение и в России и за рубежом и менять
его нам уже не хочется.
Саккадой (от французского слова, означающего "хлопок паруса") называется быстрое движение глаза, которое совершается непроизвольно, то есть в автоматийном режиме. В физиологии известны различные автоматийные процессы, например автоматия работы сердца и автоматия дыхания. Таковой же является и автоматия саккад. Глаза непрерывно сканируют видимое окружающее пространство, совершая примерно 2 саккады в секунду. После каждой саккады глаз фиксирует какой-либо зрительный элемент и в мозг поступает информация об увиденном. Это означает, что при создании искусственной среды обитания человека, наряду с другими требованиями, мы должны учитывать насыщенность ее видимыми элементами. К сожалению, как показали наши исследования, эти требования повсеместно нарушаются, в результате чего в большинстве случаев создается противоестественная визуальная среда, в частности гомогенные и агрессивные видимые поля.
Примерами гомогенных полей в
городской среде являются глухие заборы,
гладкие двери, панели большого размера,
монолитное стекло, подземные переходы,
асфальтовое покрытие и крыши домов. В
квартирах гомогенные поля начинаются с
гладкой входной двери, продолжаются
полированными стенками и шкафами и
заканчиваются гладким пластиком на кухне.
Агрессивную среду создают
многоэтажные здания с большим числом
одинаковых окон на стене; стены,
облицованные кафельной плитой; кирпичная
кладка с потайным швом; двери, обитые
вагонкой; а также всевозможные решетки,
сетки, дырчатые плиты, гофрированный
алюминий и т. д. В городских условиях
нередко одно агрессивное поле налагается
на другое, к примеру, стена дома с навесными
рустами, за металлической решеткой. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения. В последнее время во всех
крупных городах увеличилось число
психических заболеваний. И этот рост
продолжается. Специалисты назвали это
заболевание «синдром большого города»,
который нередко проявляется в
агрессивности человека. Среди множества
факторов, по нашему мнению,
противоестественная видимая среда вносит в
рост психических заболеваний свой вклад.
Московский Центр «Видеоэкология»
является единственной организацией в мире,
которая занимается визуальной средой, как
экологическим фактором. Работами центра
было показано, что в местах обитания
человека произошло ухудшение визуальной
среды. |